У Дроначарьи было много учеников — сто кауравов, пять сыновей Панду. Все эти ученики были будущими кшатриями: воинами-правителями, поэтому кроме военного искусства изучали и другие науки. И однажды Дроначарья решил проверить знания своих учеников.
Он вызывал учеников, и они по очереди отвечали ему: «Я уже весь букварь прочитал», «Я столько-то прочитал». В конце концов очередь дошла до Махараджи Юдхиштхиры и учитель спросил его:
— А что ты знаешь?
— Все буквы я знаю, и первое предложение букваря я тоже знаю.
Дроначарья удивился:
— Как первое предложение? Мы уже год учимся, а ты только первое предложение знаешь?
Юдхиштхира смутился, покраснел и сказал:
— Ну может быть и второе. Но я не уверен.
Дроначарья схватился за голову, подумал: «Что такое? Как же так? Он же главный наследник престола. Что меня ожидает, если он неучем вырастет? Ведь он ничего не знает». И Дроначарья решил проучить Юдхиштхиру, невзирая на его личность и положение: царь, не царь — не важно; наследник, не наследник… Учитель вызвал Юдхиштхиру, взял розги, и приговаривая: «Пощадить розги — значит испортить ребенка», — в присутствии всех учеников высек его розгами. Вдруг он заметил на лице Юдхиштхиры счастливую улыбку. Улыбается, как ни в чем ни бывало. От этой улыбки Дроначарье немного стало не по себе. Он подумал: «Что со мной будет, когда он царем станет? Как он мне это припомнит?». В этот момент взгляд Дроначарьи упал на раскрытый букварь. И он прочитал первое предложение в этом букваре, которое гласило:
«Никогда не гневайся и не обижайся, будь терпеливым и спокойным, все пройдет».
И тут Дроначарья вдруг понял смысл ответа Юдхиштхиры. Ему стало ужасно стыдно, он отпустил Махараджу Юдхиштхиру, стал просить у него прощения:
— Прости меня, пожалуйста, за то, что я тебя высек. Я теперь понял, что ты имел ввиду, когда сказал, что знаешь первое предложение.
Юдхиштхира нахмурился и сказал:
— Пожалуйста, не извиняйся, потому что у меня появилась какая-то обида на тебя после того, как ты меня минут десять бил. Значит, даже первое предложение я как следует не знаю. Так что правильно ты меня бил. Так мне и надо!
Дроначарья посмотрел на второе предложение в букваре, оно гласило:
«Всегда говори правду и только правду».
И тогда он все понял.
Комментарий:
Настоящее знание — это не информация, а качества человека, трансформация личности. Человек может прочитать все священные писания; знать, где и что находится, какое положение и какой принцип. Но истинное знание — это качества личности: смирение, скромность, отказ от насилия, чистота, правдивость…